Фейсбук заблокировал ряд страниц в Украине: страницы распространяли анти-украинский контент

DFRLab обнаружила пользователя под именем “Александр Викторович” и других онлайн-персон, которые распространяли анти-украинские нарративы на внешних вебсайтах

(Источник: @r_osadchuk/DFRLab через www.flaticon.com)

Это вторая статья серии, анализирующей набор страниц в Фейсбуке, которые таргетировали Украину и были заблокированы во время блокировок 25 июля. Наше предыдущее исследование анализировало пять страниц, которые усиливали вызывающие разногласия материалы, относящиеся к Украинской Православной Церкви, украинской революции 2014 года, и другие про-Кремлёвские сообщения.

После того, как Фейсбук передал название страницы перед блокировкой, DFRLab обнаружила несколько вымышленных или скрывающихся за псевдонимами персон, и, возможно одного реального журналиста — все связаны с анти-Украинским контентом на нескольких внешних вебсайтах.

Среди блокировок страниц, участвующих в неаутентичном координированном поведении, Фейсбук убрал 83 аккаунта Фейсбук, две страницы, 29 групп, и пять аккаунтов Instagram имевших фокус на Украине, с особым интересом на Луганскую область. Луганская и Донецкая области являются местом длительного конфликта между украинскими военными и сепаратисткими силами поддерживаемыми Россией с 2014 года.

В своем анонсе Фейсбук заявил:

Люди стоящие за этой активностью использовали поддельные аккаунты, выдавали себя за украинских военных, управляли группами, которые притворялись настоящими военными сообществами, и также направляли людей на сайты вне плаформы. Они также управляли Группами, некоторые из которых сдвигали фокус с одной политической позиции на другую через некоторое время, распространяя контент об Украине и Луганской области.

Фейсбук поделился именем одной из страниц — Александр Викторович — с DFRLab до того, как заблокировать её. Анализируя эту страницу, DFRLab обнаружила 5–6 внешних вебсайтов и множество персон, которые публиковали переработанные посты друг друга и других изданий, вторя про-Кермлевским нарративам про Украину. Никаких доказательств прямой координаций не было обнаружено, хотя уровень совпадения контента между ними был чрезвычайно высоким.

Не смотря на усилия, посты в Фейсбуке практически не привлекли внимания пользователей.

Персона Александр Викторович/Макс Макс

Фейсбук страница Александра Викторовича имела 928 лайков и 926 подписчиков, и была создана 9 марта 2018 года.

Секция «О странице» страницы Александр Викторович. (Источник: Александр Викторович/Facebook)

Активность на странице была очень низкой с небольшим количеством публикаций. Единственный оригинальный пост на этой странице был критикой Украинского правительства.

Страница продвигала два дезинформационных нарратива, которые присутствовали в про-Кремлёвских дезинформационных кампаниях в течении нескольких лет: что Украина это несостоявшееся государство, и что Украинская революция 2013 года была государственным переворотом, который был проспонсирован Западом. Оба нарратива пытались подорвать имидж Украины как для внутренней так и для внешних аудиторий. Для внутренних потребителей, эти нарративы представляли Украину как государство неспособное быть автономным, проводить реформы и имплементировать общественный прогресс. Для внешней аудитории, эти нарративы представляли Украину как ненадежного партнера.

Также изображение опубликованное страницей Александра Викторовича создало ложное сравнение между разрушениями древних монументов Исламским Государством в историческом Сирийском городе Пальмира и Украиной ломая советскую статую Григория Петровского в городе Днипро. Петровский был главой Советской Украины в 1920х и 30х и был одним из вдохновителей массового голода в Украине, известного как Голодомор, который унёс жизни миллионов Украинцев. В 2015 году Украинский парламент принял законы, которые предполагали декоммунизацию Украины и запрещали коммунистические символы, позиционируя разрушение монумента законным требованием.

Опубликованное на странице изображение получило очень мало реакций от пользователей, только 2 реакции и три комментария.

Страница “Александр Викторович” провела параллели между разрушением Пальмиры и снесением монумента Петровскому. (Источник: Александр Викторович/Facebook)

Фейсбук также заблокировал персональный аккаунт пользователя “Алесандр Викторович.” Этот пользователь был администратором одноименной страницы.

Страница “Александр Викторович” с указанием одноименного аккаунта как администратора. (Источник: Александр Викторович/Facebook)

У пользователя Александр Викторович имя аккаунта находилось под адресом “@MakcMakccs” (или “Макс Макс”), который в основном распространял предвзятые истории про войну на Донбасе. Аккаунт опубликовал несколько политических изображений, одно из которых демонстрировала карикатуру Европейского Союза вытачивающего мозг фигуре похожей на Буратино, имеющей цвета украинского флага, а вторая картинка подразумевала, что Соединенные Штаты Америки принимали участие в переписывании истории.

Карикатуры опубликованные пользователем Александр Викторович, атакующие Украину и США. (Источник: Александр Викторович/Facebook)

Сопровождающий текст к обоим картинкам продвигал следующие нарративы: Россия не участвует в конфликте на Донбасе и это Киевские власти атакуют сёла и посёлки региона, неся разрушения и смерть; Украина поворачивает к Нацизму и Фашизму, часто используемый Кремлём дезинформационный нарратив; и что армия самопровозглашенной ЛНР лучше тренирована сейчас, чем была в 2014, что теперь она отлично подготовлена к противостоянию с украинскими службами.

Сеть внешних вебсайтов

Изучая страницу и связанный аккаунт, DFRLab идентифицировала шесть вебсайтов которые распространяли идентичную информацию продвигая про-Кремлёвские нарративы в Украине. На пяти вебсайтах публиковались переписанные, и часто плагиаризированые истории. Среди обнаруженных вебсайтов были goves.net, Newskog (newskog.ru), cont.ws, ARTV (artv-news.ru), и labuda.blog. Шестой вебсайт, Rusdozor (rusdozor.ru) мог служить источником большинства контента, так как ни одна из найденных персон под псевдонимом не публиковалась на этом сайте.

В секции страницы Александра Викторовича “О странице” была указана привязка к вебсайту goves.net. Сам сайт определяет себя как “социальная сеть Новороссии.” Этот российский термин, указывающий восточную Украину, часто используется официальными лицами России, включая президента Владимира Путина, в попытке внушить, что эта территория не украинская, а находится в исторической сфере влияния России.

После блокировки Фейсбуком страниц, goves.net обновил свой интерфес. В последующем анализе использованы скриншоты со старым дизайном вебсайта.

На домашней странице вебсайта старого образца пользователи могли перейти к блогам, новостям, форуму пользователей, чату, видео и онлайн играм. Согласно сайту, на ресурсе было 2,322 зарегистрированых пользователя. Однако, DFRLab не обнаружила активных пользователей на протяжении рабочего дня. Более того, счетчик посетилелей показал, что вебсайт был посещён 599 раз 25 июля 2019 года, из которых только 336 были зарегистрированные пользователи.

Страница для пользователей старой версии goves.net со счетчиком (в зеленом прямоугольнике) 25 июля 2019 года. (Источник: goves.net/архив)

Страница собирала новости из самопровозглашенных Л/ДНР и предоставляла негативное освещение Украины и в общем международных отношений. В разделе “Новости Украины” был найден автор под псевдонимом Макс-Макс, который был идентичен по произношению со страницей и аккаунтом Алесандра Викторовича.

Раздел “Про страницу” Фейсбук-страницы Александра Викторовича (верх) с псевдонимом Макс Макс в зелёной рамке. Раздел новостей Украины на сайте goves.net (снизу) с похожим псевдонимом в зелёной рамке. (Источник: Александр Викторочив/Facebook, сверху; goves.net/архив, снизу)

Второй вебсайт, Newskog, описывает себя как медиа, которое публикует “новости обо всем.” Несмотря на это, Newskog практически полностью является платформой для самостоятельной публикации. Вебсайт имеет простой дизайн и фокусируется почти исключительно на событиях в Украине, особенно в первые шесть месяцев 2019 года. Сайт настолько пристально ориентирован на страну, что даже в разделе “Новости России” показаны новости про Украину, которые повторяют основные нарративы главных про-Кремлёвских ТВ каналов.

Главная страница сайта Newskog, по состоянию на 2 августа 2019 года (Источник: Newskog/архив)

АРТВ, следующий сайт, публикующий идентичный контент и позирующий как медиа, которое публикует новости. Сайт также имеет раздел блогов, который позволяет всем желающим опубликовать их статьи, скорее всего без редакционного надзора АРТВ. Последняя публикация пользователя АРТВ, который опубликовывал только новости, датирована 27 февраля 2019 года. АРТВ, как и Newskog, в основном сосредоточен на событиях в Украине, в особенности событий последних 6 месяцев.

Главная страница АРТВ, по состоянию на 2 августа 2019 года. (Источник: АРТВ/архив)

Как и другие сайты, четвертый вебсайт cont.ws также служит платформой для блоггинга. Домашняя страница содержит статьи на широкий спектр тем от моды, истории, теорий заговора, критики врагов России, и общих статей про смесь демократии с фашизмом. Персона Макс Макс активно публиковал статьи на этом сайте.

Домашняя страница cont.ws по состоянию на 2 августа 2019 года. (Источник: cont.ws/архив)

Labuda.blog — пятый вебсайт — платформа для блоггинга, на которой пользователи могут публиковать статьи на одну из 35 разных тем от спорта и рыбалки до политики и археологии. Статьи, которые анализировала DFRLab публиковались в разделе “Политика.” Макс Макс тоже публиковался на этой платформе.

Главная страница Labuda.blog по состоянию на 2 августа 2019 года. (Источник: labuda.blog/архив)

Шестым и финальным вебсайтом, который анализировала DFRLab, был Rusdozor.ru, который публикует статьи на различные темы включая религию, роль России в мире, Украину, часто фокусируясь на Донбасе. Rusdozor кажется посторонним, но возможно является источником материалов, которые плагиаризируются на других вебсайтах.

Главная страница Rusdozor по состоянию на 2 августа 2019 года. (Источник: Rusdozor)

Rusdozor, однако, редко публикует оригинальные материалы и часто подаёт новости с ТВ канала Россия 24, про-Кремлёвского канала, или с других про-Кремлёвских платформ для блоггинга. Один из разделов вебсайта декларирует автономию и происхождение Украинской нации как неправдивые или некорректные, цитируя про-российских историков и экспертов.

Ни одна из вымышленных и анонимных персон найденных DFRLab не публиковала статей на Rusdozor. Только статьи написанные журналистом из Луганской области Украины на этом ресурсе были реопубликованы под другими именами на остальных сайтах описанных выше.

Личности

В то время как Макс Макс казался наиболее плодовитым пользователем, и только одним очевидно связанным с заблокированными Фейсбуком страницами, многие из написанных “ним” статей появлялись с идентичным текстом, но разным авторством на шести сайтах выше, а также социальных сетях.

Единственный автор, которого обнаружила DFRLab и чьё имя кажется настоящим “Артём Порвин,” принадлежит журналисту из самопровозглашённой ЛНР. Этот автор активно публиковал материалы на сайте Rusdozor. Порвин также публиковал оригинальные статьи на других ориентированых на Луганск вебсайтах.

Возможно настоящий Фейсбук аккаунт Артёма Порвина, указывающий его профессию как “журналист” и его место проживание — Луганск. (Источник: Порвин/Facebook)

DFRLab смогла идентифицировать большинство аккаунтов потому, что они копировали статьи Порвина из Rusdozor слово в слово. DFRLab не обнаружила других связей между Порвиным и другими персонами вне материалов, которые были сплагиачены со статей Порвина.

Также другие личности проанализированные DFRLab демонстрировали схожее поведение — публиковали идентичные материалы на одинаковых вебсайтах — но оставляли мало доказательств, чтобы связать их напрямую друг с другом.

Другие псевдонимы или абсолютно вымышленные персоны, которые публиковали материалы на тех же вебсайтах включали такие имена как Анна Любарцева, HnumRA, Владислав Орехов, Владимир Луганский, Макс, Никита Мирный, Степан Иванов, Базилио и Trueman. Список не является исчерпывающим, и, возможно люди по другими псевдонимами распространяют схожие материалы.

Персоны под псевдонимами имели много общих индикаторов фальшивости: анонимные или украденные фото профиля; профили на вебсайтах с минимальной или без дополнительной информации; отсутствие обширного онлайн присутствия; и не последовательное использование аккаунтов. Часто, статьи авторства Порвина копировались на другие вебсайты от имени других авторов.

Статья авторства Артёма Порвина была переопубликована пользователем Владимир Луганский на сайте Newskog в 2018 году. Эта же статья была переопубликована годом позднее с аккаунтов Базилио и Никита Мирный на cont.ws и artv-news, соответственно, под други заголовком. Имена выделены синим, а даты публикаций выделены фиолетовым цветом. (Источник: rusdozor.ru/архив, верхнее слева; newskog.ru/архив, верхнее слева; cont.ws/архив, нижнее слева; artv-news.ru/архив, нижнее справа)

Например, Анна Любарцева была активна на тех же платформах, что и Макс Макс. Фокус “её” статей был также направлен на негативное описание украинской армии и политики. Различные аккаунты Любарцевой использовали неточные или “одолженные” фото профилей, позволяя человеку, управляющему этим аккаунтом оставаться анонимным. Персона Любарцевой была активана на всех вышеперечисленных платформах, а так же на платформе Вконтакте, где “она” изменила имя на Люберцеву и использовала фото молодой Ракель Уэлч как фотографию “её” профиля.

Аккаунты Анны Люберцевой (Любарцевой) на анализированых платформах (Источник: livejournal/архив, верхнее слева; cont.ws/архив, верхнее справа; vk.com/архив, нижнее слева; labuda.blog/архив, нижнее справа)

Некоторые личности были активны только на одном из вебсайтов. “HnumRA,” например, публиковалась исключительно на Newskog, где она была автором статей, которые были опубликованы вновь на других платформах персоной “Анна Любарцева.” Возможно Любарцева также занималась плагиатом контента HnumRA.

Статья опубликованная Hnumra (выделено зеленым) и Любарцева (Люберцева, выделено фиолетовым) на разных платформах. (Источник: newskog.ru/архив, верхнее слева; cont.ws/архив, верхнее справа; vk.com/архив, нижнее)

Похожим образом, персона Владислав Орехов публиковался эксклюзивно на cont.ws. Истории опубликованные Ореховым совпадали по тематике с публикациями Любарцевой и Макс Макса. Одна из статей Орехова оказалась абсолютной копией статьи с сайта Rusdozor авторства Артёма Порвина.

Статья подписанная Артёмом Порвиным (выделено фиолетовым) и скопирована “автором” Владиславом Ореховым (Выделено зеленым цветом) (Источник: rusdozor.ru/Архив слева; cont.ws/архив, справа)

Персоны в действии

Персоны часто публиковали идентичный контент на различных вебсайтах, но под разными именами. Контент помимо прочего включал статьи скопированые у Порвина, переопубликованные ссылки, и кажущийся оригинальным текст, иногда украденный из других источников.

Фейсбук страница Макс Макса также указывала на Твиттер аккаунт с псевдонимом @Ded_Maxim_, который был также заблокирован. Аккаунт на Твиттере делился статьями с Newskog; статьи были авторства пользователя Макс Макс. Поиск текста из статей в Гугл показал, что несколько других платформ содержали идентичный текст. Все статьи были авторства Макс Макса. Среди платформ только Labuda.blog предоставила ссылку на оригинал: cont.ws.

Статья авторства Макс Макса опубликованная на разных платформах. (Источник: @Ded_Maxim_/Twitter, верхнее слева; newskog.ru/архив, верхнее в центре; vk.com/архив, верхнее справа; cont.ws/архив, нижнее слева; labuda.blog/архив, нижнее справа)

Одна из публикации Фейсбук страницы Александр Викторович оканчивалась со знаком охраны авторского права и именем Макс Макс, подразумевая, что статтья явлеятся полностью оригинальным контентом. Текстовый поиск этой статьи показал связь со статьёй на goves.net от автора Макс Макс. Сам по себе, текст статьи был компиляцией первых параграфов блога 2016 года, опубликованного на платформе Агентва Политических Новостей, который фокусировался на Украинской идентичности. Последний параграф статьи Макс Макса кажется оригинальным и указывал на Соединенные Штаты как “вдохновителей Украинского переворота.”

Сравнение пуликации поста на заблокированной Фейсбук странице (слева) и абсолютно идентичного текста на goves.net (справа). Скриншоты были сделаны во время анализа DFRLab и демонстрируют старый интерфейс сайта goves.net. (Источник: Facebook, слева; goves.net/архив, справа)

Иконка пользователя Макс Макс, которая использовалась на разных платформах также совпадает с предыдущим фото профиля на Фейсбуке. Последняя фотография профиля, которая была добавлена 20 марта 2019, представляла собой мультяшного старика в зимней шапке, в то время как на оригинальном фото профиля был изображён мальчик на зелёном фоне. Эта картинка была использована как фото профиля Макс Макс на других вебсайтах.

Одна и та же картинка профиля на разных платформах, включая заблокированную страницу на Фейсбуке (слева). (Source: @r_osadchuk/DFRLab via Aleksander Viktorovich/Facebook, слева; goves.net/архив, верхнее справа; cont.ws/архив, среднее справа; vk.com/архив, нижнее справа)

Некоторые статьи опубликованные Макс Максом на одном вебсайте были подписаны другими пользователями на других вебсайтах. Например, статья опубликованная на cont.ws Макс Максом также была опубликована Любарцевой на ARTV, вебсайте, на котором Макс Макс также публиковался.

Идентичный пост на разных вебсайтах: на cont.ws, опубликованный Макс Максом, слева, и идентична статья, опубликованная Анной Любарцевой на ARTV, справа. (Источник: cont.ws/архив, слева; artv-news.ru/архив, справа)

Эти аккаунты могли служить виртуалами (sockpuppets), которые управлялись одним и тем же человеком или организацией в попытке усилить анти-Украинские сообщения. Поиск имён “Макс Макс” и “Анна Любарцева” привели к их профилям на Фейсбуке и Вконтакте. Ни один из аккаунтов не опубликовал идентифицирующей информации, но оба публиковали одинаковые статьи, демонстрируя использование социальных медиа как средств для усиления подобного контента.

Оператор, публиковавший текст истории на Newskog под псевдонимом “HnumRa,” одновременно использовал имя “Анна Любарцева” для публикации: в группе Вконтакте с 19 тысячами подписчиков, ARTV, и cont.ws. Тематика статьи была похожа на ту, что распространял Макс Макс: общая критика и дискредитация украинских армии и правительства.

Группы в Вконтакте были излюбленным вектором для распространения контента с cont.ws. Вконтакте одна из наиболее популярных социальных медиа платформ, так же как и в России, делая её еффективным инструментом для распространения контента.

Эти публикации следовали специфическому паттерну. Обычно это короткие статьи (от трёх до четырёх параграфов каждая), в которых первые два-три параграфа скопированы из блогов, новостных медиа, или других источников. Вывод, однако, часто был уникальным или скопирован из других источников. Иногда вся статтья была компиляцией выдержек из многих источников.

Также фотографии, которые сопровождали эти публикации, часто были взяты из других медиа. Так к примеру, в статье Анны Любарцевой на Newskog, публикующий использовал изображение, которое изначально было опубликовано BBC в 2014 году.

Фото в статье на Newskog, сверху, и результат анализа этого изображения в TinEye, снизу. (Источник: newskog.ru/архив, сверху; TinEye, снизу)

Оператор публиковал пост либо под одним и тем же именем или под разными аккаунтами на “новостных платформах,” которые позволяли пользователям публиковать свой контент. Статьи провоцировали скромную реакцию читателей, часто нулевую.

Порвин остаётся аномалией в его связи с вебсайтами или персонами, если таковая есть. Большая часть плагиата возможно была направлена на его статьи. Например, одна статья опубликованная под именем Порвина, появилась на день позже на ресурсе cont.ws пользователем Владислав Орехов. Однако, некоторые материалы, подписанные Порвиным на Rusdozor были копиями статей Макс Макса и других пользователей на cont.ws. К примеру, Порвин опубликовал одну из своих статей девять дней после того, как её же опубликовал Макс Макс на Фейсбуке.

Пост Александра Викторовича в Фейсбуке и его копия на сайте “Rusdozor.” Адресная строка страницы идентифицирует оригинальную дату публикации — 15 апреля 2018 года. (выделено оранжевым цветом), и подпись журналиста “Артём Порвин для ИО Русский Дозор” (выделено фиолетовым цветом). (Источник: Александр Викторович/Фейсбук, слева; rusdozor/архив, справа)

Выводы

DFRLab обнаружила пять внешних вебсайтов, публиковавших возможно сплагиаченный (и точно скопированный) анти-украинский контент после получения имени страницы перед блокировкой Фейсбуком 25 июля. В основном анализ был проведён вне Фейсбука и на ресурсах, не связанных с удаленными страницами.

В то время, когда некоторые вебсайты характеризовали себя как новостные медиа, они функционировали как платформы для самопубликации. Часто сайты публиковали идентичный контент, опубкликованный разными и отдельными личностями. Было мало доказательств, связывающих сайты между собой, связи между персонами или прямого отношения сайтов с возможно искусственными персонами.

Неизвестно, координировали ли напрямую сайты или персоны независимо публиковались на платформах, копируя тексты слово в слово. Только одно из обнаруженных имён, Артём Порвин, оказалось именем реального журналиста, и DFRLab не смогла связать другие псевдонимы с ним напрямую. DFRLab также не нашла доказательств связи Порвина с заблокированными Фейсбуком страницами.

В общем, персоны использовали платформы для блоггинга в тандеме с социальными медиа для промотирования про-кремлёвского и анти-украинского контента. Однако, несмотря на их усилия, они смогли достичь скромного влияния, не собрав практически никаких реакций под большинством из своих постов.


Роман Осадчук — Ассистент исследований в Digital Forensic Research Lab (@DFRLab).

Это Бузиашвили– Ассистент исследований в @DFRLab.

Подписывайтесь, чтобы получить больше материалов от наших #DigitalSherlocks.